Array
(
[DATE_CREATE] => 16.02.2017 15:49:55
[~DATE_CREATE] => 16.02.2017 15:49:55
[ID] => 157
[~ID] => 157
[NAME] => Важные изменения законодательства по состоянию на 1 февраля 2017 года
[~NAME] => Важные изменения законодательства по состоянию на 1 февраля 2017 года
[IBLOCK_ID] => 8
[~IBLOCK_ID] => 8
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT] =>
ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА по состоянию на 1 февраля 2017 ГОДА
- Проверки контролирующими органами
Внесены изменения в законодательные акты Самарской области в части регулирования полномочий органов муниципального земельного контроля
Законом Самарской области от 16.01.2017 №6-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» в текстах статей ряда законодательных актов Самарской области ссылка на часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля» заменена ссылкой на весь ее текст.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Налогообложение
Законом Самарской области от 23.11.2016 №125-ГД "О признании утратившим силу Закона Самарской области "О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области" внесены изменения в Законы Самарской области № 98-ГД от 25.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», №86-ГД от 06.11.2002 «О транспортном налоге на территории Самарской области» и №77-ГД от 29.06.2009 «О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов».
Налог на имущество организаций
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №98-ГД от 25.11.2003 в старой редакции от уплаты налога на имущество освобождались следующие категории налогоплательщиков:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления – в отношении автомобильных дорог общего пользования;
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, доля доходов от реализации которой составляет не менее 70 процентов от общей суммы их доходов, - в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций;
- профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
- лизинговые организации (при условии предоставления договора лизинга в отношении имущества, приобретенного для передачи в лизинг организациям, освобожденным от уплаты налога на имущество организаций).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №98-ГД от 25.11.2003.
Транспортный налог
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №86-ГД от 06.11.2002 на льготы по транспортному налогу имели следующие категории налогоплательщиков:
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет от 70 процентов включительно до 90 процентов, уплачивали транспортный налог по ставке, равной одной третьей ставки, установленной в статье 2 вышеуказанного Закона (только в отношении грузовых автомобилей);
- лизинговые организации освобождались от уплаты транспортного налога (при предоставлении договора лизинга в отношении транспортных средств, переданных в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в отношении других транспортных средств, переданных в лизинг организациям, освобожденным от уплаты транспортного налога);
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 90 и более процентов освобождались от уплаты транспортного налога (только в отношении грузовых автомобилей).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать транспортный налог на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №86-ГД от 06.11.2002.
Упрощенная система налогообложения
В соответствии с Законом Самарской области №77-ГД от 29.06.2009 для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» была установлена ставка налога в размере 10 процентов, при условии получения ими не менее 80 процентов общей суммы выручки от реализации товаров при осуществлении определенных видов экономической деятельности.
С 1 января 2017 года настоящий Закон утратил силу, и вышеуказанные налогоплательщики будут обязаны платить налог по ставке 15 процентов.
- Госрегистрация недвижимости
Управлением Росреестра по Самарской области разъяснен порядок выполнения требований статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Письмом от 30.12.2016 №12-6099 разъяснен порядок представления органами государственной власти, органами местного самоуправления и иных уполномоченных лиц заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении созданных объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, а также в связи с утверждением карты-плана-территории.
Определен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год
Указанный перечень определен Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 N 1907, вступившим в силу с 01.01.2017
- Участие в судопроизводстве
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".
Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.
Сообщается, что при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016.
В частности, судом было отмечено, что условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является, в том числе, наличие в деле достоверных доказательств того, что: привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено им впервые.
Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru)
Кроме того, согласно выводам суда, в случае отказа от применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Экологические требования к предприятиям малого и среднего бизнеса
В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее – Критерии №1029).
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией – в течение двух лет со дня введения указанной статьи в действие - с 01.01.2015, т.е. до 01.01.2017.
К объектам НВОС относятся объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Закона №7-ФЗ).
Согласно ст.16 Закона №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Объекты, не относящиеся к НВОС, и не подлежащие постановке на учет
Согласно Информации Росприроднадзора "Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия", информационному материалу «Ответ-Вопрос Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" (http://rpn.gov.ru/node/27639), имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.
В случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется, и также постановке на учет не подлежит, поскольку собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС.
Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (котельные, дизельные установки, сварочное оборудование, производственные линии, цеха, пекарни), отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п.4 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Постановка объекта НВОС на учет осуществляется на основании заявки о постановке объекта на учет, которую подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ (п.12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно по месту его нахождения в орган исполнительной субъекта Российской Федерации, а в случае, если объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям № 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 – в территориальный орган Росприроднадзора.
Таким образом, по общему правилу, объекты НВОС подлежат учету органом исполнительной власти субъекта Российской области, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (в Самарской области - министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области", на основании Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области").
Кроме того, Законом Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 11.07.2016, с изм. от 15.12.2016) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", органы местного самоуправления на территории Самарской области наделены полномочиями по региональному государственному экологическому надзору.
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети "Интернет" Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru.
Таким образом, в отношении объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, заявка подается одновременно:
- В министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя;
- В орган местного самоуправления по месту нахождения НВОС – в письменном виде.
В отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя.
Предназначенные для малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей пошаговые инструкции по постановке объектов НВОС на учет; методические рекомендации и разъяснения, а также инструкции по использованию «Модуля природопользователя» и «Личного кабинета природопользователя» размещены на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/node/28411.
Частью 4 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что в течение десяти дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта НВОС, с присвоением ему кода и категории, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Отнесение объектов к объектам НВОС может быть установлено в том числе в ходе проверок, проводимых территориальными органами Росприроднадзора, органами местного самоуправления. При этом следует учесть, что данная разновидность проверок попадает под действие моратория на проведения проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (к малым относятся предприятия и ИП, годовая выручка которых не превышает 800 млн. руб., а численность работников - не более 100 человек) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Указанный мораторий не применяется в отношении государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС I или II категории (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Также обращаем внимание на то, что статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом, в примечании к указанной статье указано, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность за ее нарушение как юридическое лицо.
Поэтому, во избежание негативных последствий, рекомендуем обращаться за получением информации, а также по вопросам организации взаимодействия, к уполномоченным на ведение регионального государственного реестра объектов НВОС специалистам органов местного самоуправления Самарской области, согласно прилагаемой контактной информации.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
[~DETAIL_TEXT] =>
ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА по состоянию на 1 февраля 2017 ГОДА
- Проверки контролирующими органами
Внесены изменения в законодательные акты Самарской области в части регулирования полномочий органов муниципального земельного контроля
Законом Самарской области от 16.01.2017 №6-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» в текстах статей ряда законодательных актов Самарской области ссылка на часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля» заменена ссылкой на весь ее текст.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Налогообложение
Законом Самарской области от 23.11.2016 №125-ГД "О признании утратившим силу Закона Самарской области "О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области" внесены изменения в Законы Самарской области № 98-ГД от 25.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», №86-ГД от 06.11.2002 «О транспортном налоге на территории Самарской области» и №77-ГД от 29.06.2009 «О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов».
Налог на имущество организаций
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №98-ГД от 25.11.2003 в старой редакции от уплаты налога на имущество освобождались следующие категории налогоплательщиков:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления – в отношении автомобильных дорог общего пользования;
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, доля доходов от реализации которой составляет не менее 70 процентов от общей суммы их доходов, - в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций;
- профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
- лизинговые организации (при условии предоставления договора лизинга в отношении имущества, приобретенного для передачи в лизинг организациям, освобожденным от уплаты налога на имущество организаций).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №98-ГД от 25.11.2003.
Транспортный налог
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №86-ГД от 06.11.2002 на льготы по транспортному налогу имели следующие категории налогоплательщиков:
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет от 70 процентов включительно до 90 процентов, уплачивали транспортный налог по ставке, равной одной третьей ставки, установленной в статье 2 вышеуказанного Закона (только в отношении грузовых автомобилей);
- лизинговые организации освобождались от уплаты транспортного налога (при предоставлении договора лизинга в отношении транспортных средств, переданных в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в отношении других транспортных средств, переданных в лизинг организациям, освобожденным от уплаты транспортного налога);
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 90 и более процентов освобождались от уплаты транспортного налога (только в отношении грузовых автомобилей).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать транспортный налог на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №86-ГД от 06.11.2002.
Упрощенная система налогообложения
В соответствии с Законом Самарской области №77-ГД от 29.06.2009 для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» была установлена ставка налога в размере 10 процентов, при условии получения ими не менее 80 процентов общей суммы выручки от реализации товаров при осуществлении определенных видов экономической деятельности.
С 1 января 2017 года настоящий Закон утратил силу, и вышеуказанные налогоплательщики будут обязаны платить налог по ставке 15 процентов.
- Госрегистрация недвижимости
Управлением Росреестра по Самарской области разъяснен порядок выполнения требований статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Письмом от 30.12.2016 №12-6099 разъяснен порядок представления органами государственной власти, органами местного самоуправления и иных уполномоченных лиц заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении созданных объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, а также в связи с утверждением карты-плана-территории.
Определен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год
Указанный перечень определен Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 N 1907, вступившим в силу с 01.01.2017
- Участие в судопроизводстве
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".
Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.
Сообщается, что при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016.
В частности, судом было отмечено, что условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является, в том числе, наличие в деле достоверных доказательств того, что: привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено им впервые.
Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru)
Кроме того, согласно выводам суда, в случае отказа от применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Экологические требования к предприятиям малого и среднего бизнеса
В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее – Критерии №1029).
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией – в течение двух лет со дня введения указанной статьи в действие - с 01.01.2015, т.е. до 01.01.2017.
К объектам НВОС относятся объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Закона №7-ФЗ).
Согласно ст.16 Закона №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Объекты, не относящиеся к НВОС, и не подлежащие постановке на учет
Согласно Информации Росприроднадзора "Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия", информационному материалу «Ответ-Вопрос Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" (http://rpn.gov.ru/node/27639), имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.
В случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется, и также постановке на учет не подлежит, поскольку собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС.
Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (котельные, дизельные установки, сварочное оборудование, производственные линии, цеха, пекарни), отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п.4 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Постановка объекта НВОС на учет осуществляется на основании заявки о постановке объекта на учет, которую подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ (п.12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно по месту его нахождения в орган исполнительной субъекта Российской Федерации, а в случае, если объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям № 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 – в территориальный орган Росприроднадзора.
Таким образом, по общему правилу, объекты НВОС подлежат учету органом исполнительной власти субъекта Российской области, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (в Самарской области - министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области", на основании Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области").
Кроме того, Законом Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 11.07.2016, с изм. от 15.12.2016) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", органы местного самоуправления на территории Самарской области наделены полномочиями по региональному государственному экологическому надзору.
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети "Интернет" Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru.
Таким образом, в отношении объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, заявка подается одновременно:
- В министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя;
- В орган местного самоуправления по месту нахождения НВОС – в письменном виде.
В отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя.
Предназначенные для малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей пошаговые инструкции по постановке объектов НВОС на учет; методические рекомендации и разъяснения, а также инструкции по использованию «Модуля природопользователя» и «Личного кабинета природопользователя» размещены на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/node/28411.
Частью 4 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что в течение десяти дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта НВОС, с присвоением ему кода и категории, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Отнесение объектов к объектам НВОС может быть установлено в том числе в ходе проверок, проводимых территориальными органами Росприроднадзора, органами местного самоуправления. При этом следует учесть, что данная разновидность проверок попадает под действие моратория на проведения проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (к малым относятся предприятия и ИП, годовая выручка которых не превышает 800 млн. руб., а численность работников - не более 100 человек) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Указанный мораторий не применяется в отношении государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС I или II категории (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Также обращаем внимание на то, что статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом, в примечании к указанной статье указано, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность за ее нарушение как юридическое лицо.
Поэтому, во избежание негативных последствий, рекомендуем обращаться за получением информации, а также по вопросам организации взаимодействия, к уполномоченным на ведение регионального государственного реестра объектов НВОС специалистам органов местного самоуправления Самарской области, согласно прилагаемой контактной информации.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] =>
[~PREVIEW_TEXT] =>
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[ACTIVE_FROM] => 16.02.2017 15:47:00
[~ACTIVE_FROM] => 16.02.2017 15:47:00
[LIST_PAGE_URL] => /content/news/
[~LIST_PAGE_URL] => /content/news/
[DETAIL_PAGE_URL] => /content/news/detail.php?ID=157
[~DETAIL_PAGE_URL] => /content/news/detail.php?ID=157
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] =>
[~CODE] =>
[EXTERNAL_ID] => 157
[~EXTERNAL_ID] => 157
[IBLOCK_TYPE_ID] => society
[~IBLOCK_TYPE_ID] => society
[IBLOCK_CODE] => news
[~IBLOCK_CODE] => news
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 7
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 7
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 16.02.2017
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
)
[FIELDS] => Array
(
[DATE_CREATE] => 16.02.2017 15:49:55
)
[PROPERTIES] => Array
(
[photos] => Array
(
[ID] => 4
[TIMESTAMP_X] => 2013-08-12 16:31:30
[IBLOCK_ID] => 8
[NAME] => Фотогалерея
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => photos
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => G
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 9
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Фотогалерея
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 8
[~ID] => 8
[TIMESTAMP_X] => 09.08.2013 15:43:24
[~TIMESTAMP_X] => 09.08.2013 15:43:24
[IBLOCK_TYPE_ID] => society
[~IBLOCK_TYPE_ID] => society
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news
[~CODE] => news
[NAME] => Новости
[~NAME] => Новости
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /content/news/
[~LIST_PAGE_URL] => /content/news/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/news/detail.php?ID=#ID#
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/news/detail.php?ID=#ID#
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/news/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/news/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => 7
[~XML_ID] => 7
[TMP_ID] =>
[~TMP_ID] =>
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Элементы
[~ELEMENTS_NAME] => Элементы
[ELEMENT_NAME] => Элемент
[~ELEMENT_NAME] => Элемент
[EXTERNAL_ID] => 7
[~EXTERNAL_ID] => 7
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => pvr63.ru
[~SERVER_NAME] => pvr63.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
)
ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА по состоянию на 1 февраля 2017 ГОДА
- Проверки контролирующими органами
Внесены изменения в законодательные акты Самарской области в части регулирования полномочий органов муниципального земельного контроля
Законом Самарской области от 16.01.2017 №6-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» в текстах статей ряда законодательных актов Самарской области ссылка на часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля» заменена ссылкой на весь ее текст.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Налогообложение
Законом Самарской области от 23.11.2016 №125-ГД "О признании утратившим силу Закона Самарской области "О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области" внесены изменения в Законы Самарской области № 98-ГД от 25.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», №86-ГД от 06.11.2002 «О транспортном налоге на территории Самарской области» и №77-ГД от 29.06.2009 «О пониженной налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения у которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов».
Налог на имущество организаций
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №98-ГД от 25.11.2003 в старой редакции от уплаты налога на имущество освобождались следующие категории налогоплательщиков:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления – в отношении автомобильных дорог общего пользования;
- организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, доля доходов от реализации которой составляет не менее 70 процентов от общей суммы их доходов, - в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций;
- профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
- лизинговые организации (при условии предоставления договора лизинга в отношении имущества, приобретенного для передачи в лизинг организациям, освобожденным от уплаты налога на имущество организаций).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №98-ГД от 25.11.2003.
Транспортный налог
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области №86-ГД от 06.11.2002 на льготы по транспортному налогу имели следующие категории налогоплательщиков:
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет от 70 процентов включительно до 90 процентов, уплачивали транспортный налог по ставке, равной одной третьей ставки, установленной в статье 2 вышеуказанного Закона (только в отношении грузовых автомобилей);
- лизинговые организации освобождались от уплаты транспортного налога (при предоставлении договора лизинга в отношении транспортных средств, переданных в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в отношении других транспортных средств, переданных в лизинг организациям, освобожденным от уплаты транспортного налога);
- сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет 90 и более процентов освобождались от уплаты транспортного налога (только в отношении грузовых автомобилей).
С 1 января 2017 года у вышеуказанных налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать транспортный налог на общих основаниях в соответствии с требованиями статьи 2 закона №86-ГД от 06.11.2002.
Упрощенная система налогообложения
В соответствии с Законом Самарской области №77-ГД от 29.06.2009 для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» была установлена ставка налога в размере 10 процентов, при условии получения ими не менее 80 процентов общей суммы выручки от реализации товаров при осуществлении определенных видов экономической деятельности.
С 1 января 2017 года настоящий Закон утратил силу, и вышеуказанные налогоплательщики будут обязаны платить налог по ставке 15 процентов.
- Госрегистрация недвижимости
Управлением Росреестра по Самарской области разъяснен порядок выполнения требований статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Письмом от 30.12.2016 №12-6099 разъяснен порядок представления органами государственной власти, органами местного самоуправления и иных уполномоченных лиц заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении созданных объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, а также в связи с утверждением карты-плана-территории.
Определен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год
Указанный перечень определен Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 N 1907, вступившим в силу с 01.01.2017
- Участие в судопроизводстве
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".
Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.
Сообщается, что при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016.
В частности, судом было отмечено, что условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является, в том числе, наличие в деле достоверных доказательств того, что: привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; правонарушение совершено им впервые.
Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru)
Кроме того, согласно выводам суда, в случае отказа от применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь:
- Экологические требования к предприятиям малого и среднего бизнеса
В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее – Критерии №1029).
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией – в течение двух лет со дня введения указанной статьи в действие - с 01.01.2015, т.е. до 01.01.2017.
К объектам НВОС относятся объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Закона №7-ФЗ).
Согласно ст.16 Закона №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Объекты, не относящиеся к НВОС, и не подлежащие постановке на учет
Согласно Информации Росприроднадзора "Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия", информационному материалу «Ответ-Вопрос Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет" (http://rpn.gov.ru/node/27639), имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.
В случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется, и также постановке на учет не подлежит, поскольку собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС.
Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (котельные, дизельные установки, сварочное оборудование, производственные линии, цеха, пекарни), отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п.4 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Постановка объекта НВОС на учет осуществляется на основании заявки о постановке объекта на учет, которую подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ (п.12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно по месту его нахождения в орган исполнительной субъекта Российской Федерации, а в случае, если объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям № 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 – в территориальный орган Росприроднадзора.
Таким образом, по общему правилу, объекты НВОС подлежат учету органом исполнительной власти субъекта Российской области, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (в Самарской области - министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области", на основании Постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области").
Кроме того, Законом Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 11.07.2016, с изм. от 15.12.2016) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", органы местного самоуправления на территории Самарской области наделены полномочиями по региональному государственному экологическому надзору.
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети "Интернет" Личного кабинета природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru.
Таким образом, в отношении объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, заявка подается одновременно:
- В министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя;
- В орган местного самоуправления по месту нахождения НВОС – в письменном виде.
В отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора - через "Модуль природопользователя" или Личный кабинет природопользователя.
Предназначенные для малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей пошаговые инструкции по постановке объектов НВОС на учет; методические рекомендации и разъяснения, а также инструкции по использованию «Модуля природопользователя» и «Личного кабинета природопользователя» размещены на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/node/28411.
Частью 4 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что в течение десяти дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта НВОС, с присвоением ему кода и категории, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Отнесение объектов к объектам НВОС может быть установлено в том числе в ходе проверок, проводимых территориальными органами Росприроднадзора, органами местного самоуправления. При этом следует учесть, что данная разновидность проверок попадает под действие моратория на проведения проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (к малым относятся предприятия и ИП, годовая выручка которых не превышает 800 млн. руб., а численность работников - не более 100 человек) на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Указанный мораторий не применяется в отношении государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС I или II категории (Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Также обращаем внимание на то, что статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом, в примечании к указанной статье указано, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность за ее нарушение как юридическое лицо.
Поэтому, во избежание негативных последствий, рекомендуем обращаться за получением информации, а также по вопросам организации взаимодействия, к уполномоченным на ведение регионального государственного реестра объектов НВОС специалистам органов местного самоуправления Самарской области, согласно прилагаемой контактной информации.
С указанными нормативно-правовыми актами Вы можете ознакомиться здесь: